Они первыми встречают космонавтов

12.08.2017

Дислоцирующаяся в Каменске-Уральском 48-я авиабаза ВКС — единственное армейское подразделение, которое ведёт поиск спускаемых космических аппаратов. Это сейчас в новостях телерепортаж с приземления космических аппаратов — обычное дело. Но сюжет обычно занимает минуту-две, а за кадром остаётся ещё много интересного. О том, как всё это происходит, наш разговор с заместителем командира авиабазы по воспитательной работе, лётчиком-инструктором первого класса подполковником Алексеем ГРИВОЙ.

— Лет двадцать назад довелось мне побывать в вертолётном полку, который находился в городе Троицк Челябинской области. И лётчики полка как раз встречали космонавтов на земле. Ваша авиабаза не из этого полка «выросла»?

— Так точно, из этого полка, который вёл поиск спускаемых космических кораблей, встречал космонавтов, перевозил их на ближайший аэродром с 1963 года. Потом две эскадрильи перевели в Каменск-Уральский, а одну — в Южноуральск. Теперь мы встречаем космонавтов.

— И как это происходит? Мы обычно видим только финал…

— На предполагаемое место приземления мы вылетаем в Казахстан, в Аркалык, Караганду или Джезказган, за 5–6 дней группой из 12 вертолётов. Ми-8 предназначены для поисковых операций и доставки специалистов, космонавтов, а Ми-26 — вертолёт транспортный, сам весит 20 тонн, да поднять может 20–22 тонны, на нём технику перевозим: топливозаправщики, вездеходы и прочее.

За сутки до расстыковки по всей расчётной траектории начинают дежурить экипажи и нашей авиабазы, и из других подразделений на случай какой-нибудь нештатной ситуации. Центр управления полётов (ЦУП) ведёт корабль до входа в атмосферу, потом его полёт отслеживает специальная штурманская служба, она и даёт нам координаты точки посадки. Разброс от расчётной точки может достигать в радиусе до 500 километров. На этапе 6 000 метров через самолёт-ретранслятор мы уже связываемся с экипажем корабля, спрашиваем, всё ли в порядке, как идёт полёт. На высоте примерно 3 000 метров уже виден парашют, если хорошая погода, и вертолёты поднимаются в воздух. Наша задача — как можно быстрее доставить специалистов к кораблю. Вертолёты садятся у него по строго определённой схеме.

В район приземления из Южноуральска заранее выдвигается и колонна наземно-поисковой группы.

1208.png

Оригинальный вездеход отечественной разработки с подъёмным краном «Синяя птица». Фото: Пресс-служба ЦВО

— Говорят, между вертолётчиками и наземной группой идёт негласное соревнование — кто первый доберётся до корабля?

— Разве что негласное. Тут ведь в чём дело? Многое зависит от погоды и рельефа местности. Это только в телевизоре мы видим ровную степь, а в тех местах есть и горы, и овраги, встречается сильно пересечённая местность, поэтому поисково-спасательная операция на вертолётах дублируется наземной группой. Где сядет вертолёт, туда наземная группа доберётся. В этих местах часто бывают туманы. Так, нашего командира полковника Сергея Трифанина за успешную работу в жесточайшем тумане наградили орденом Мужества.

Если посадка происходит в штилевую погоду, аппарат может так и сесть, как висел на парашюте — на корму. А если сильный ветер, он может и завалиться набок. И прежде, чем достать космонавтов, его надо обследовать, поставить как надо, на корму. Замечали, что никто не стоит у кормы, если корабль лежит? Потому что она, как правило, радиоактивна — собирает всё, что попадётся по пути с орбиты. Летчики-ветераны вспоминали, как однажды спускаемый аппарат зимой «приводнился» в озеро. Буквально вырубали его изо льда.

— Кстати, в ту поездку в Троицк я видел на аэродромном поле железный макет спускаемого аппарата. Для каких тренировок он нужен?

— У нас тоже есть такой. На нём тренируемся транспортировать капсулу по воздуху. Обычно, когда космонавты уже усажены в специальные кресла, а может, и летят уже к ближайшему аэродрому, спускаемый аппарат грузят на специальный вездеход «Синяя птица», это официальное название отечественного вездехода с краном, выкрашенным синей краской. А бывает, что к кораблю вездеходу никак не подъехать, тогда пустую капсулу мы перетаскиваем по воздуху, операция непростая.

— А ещё видел, как вертолёты садились по-самолётному — с ходу, с пробежкой по полосе, без зависания. Это для чего?

— Отрабатывается способ посадки, когда вертолёт загружен под завязку и есть сильный встречный ветер.

— Поэтому у наших вертолётов есть шасси, а у американских машин Сикорского — какие-то салазки?

— Думаю, так исторически сложилось. У вертолётов Сикорского на этих салазках тоже есть колёса, только маленькие, их и не видно почти. Может быть, для облегчения машины Сикорский этот вариант выбрал. Зато у наших машин отличный автомат перекоса винта, в отличие от американских. Образно говоря, у них велосипед, а у нас — полноценный мотоцикл. Я вообще считаю, что вертолёты — верх человеческого ума, гениальнейшее изобретение.

— Вернёмся к космонавтам. Как они ведут себя после приземления? Понятно, рады, что всё закончилось благополучно, а как это проявляется?

— Хоть состояние здоровья поначалу неважное — не зря же медики от них не отходят, зато настроение отличное. Кто в первый раз летал, с восторгом рассказывают об увиденном, пока летим к аэродрому. Кто огурчик солёный просит, кто минералочки, охотно автографы дают. Но чаще всего телефон просят, чтобы сообщить родным и друзьям, что всё в порядке.

Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить всех, кто летал, летает и мечтает летать, с нашим праздником - Днем военно-воздушных сил Российской Федерации!

Oblgazeta.ru

Вернутся к списку новостей